«ДАКАР 2014»: АРГЕНТИНА – БОЛИВИЯ – ЧИЛИ

04.02.2014

5 января участники захватывающего и непредсказуемого ралли «Дакар» приняли старт в аргентинском городе Россарио. Пыльные дороги, пустынные дюны, скалистые возвышенности, знойные пески Атакамы, изматывающая жара… Дикое бездорожье вело гонщиков к победе. В соревнованиях приняли участие 196 мотоциклов, 48 квадроциклов, 155 внедорожников и 176 грузовиков.

Организаторы «Дакар 2014» постарались на славу: из всех 34 предшествующих ралли-рейдов это соревнование выдалось самым сложным, поскольку трассы были на порядок протяженней и тяжелей. До конечного пункта в чилийском городе Вальпараисо, участникам предстояло преодолеть свыше 9000 километров маршрута, 5000 из которых пришлось на спецучастки. Впервые в истории «Дакара» гонка проходила по дорогам Боливии.

Цифры марафона:

  • 6 – в шестой раз Дакар проходит в Южной Америке
  • 9 женщин участвовало в марафоне
  • 13 этапов и 1 день отдыха составило тяжелейшее испытание для людей и техники под названием «Дакар»
  • 35 – тридцать пятый по счету трансконтинентальный ралли-марафон
  • 50 – представители пятидесяти национальностей приняли участие в гонке
  • 57 медиков постоянно дежурили на маршруте с самого утра и до последнего, пришедшего к финишу гонщика
  • 210 легковых автомобилей, грузовиков и вертолетов обслуживали ралли-марафон и обеспечивали логистику
  • 431 единица гоночной техники прошла технический контроль и была допущена к гонке
  • 712 гонщиков заявили свое участие в «Дакар 2014»
  • 1077 техников и инженеров обслуживали команды и участников ралли
  • До 3000 человек присутствовали на бивуаках каждый день
  • 5030 м – самая высокая точка маршрута, перевал у дремлющего вулкана Тунупа в Боливии
  • 6962 м – высота горы Аконкагуа, самой высокой возвышенности на континенте, которую посчастливилось увидеть участникам гонки
  • 9395 км – общая протяженность маршрута «Дакар 2014»
  • 22000 человек задействовано на всей протяженности ралли для обеспечения безопасностей зрителей днем и участников на бивуаках вечером
  • 80000 порций питания поданы на бивуаках за две долгие гоночные недели

Российская команда «КАМАЗ-мастер» принимала участие в гонке расширенным составом из пяти технически усовершенствованных автомобилей. К уже проверенным экипажам Эдуард Николаев – Евгений Яковлев – Владимир Рыбаков, Айрат Мардеев – Айдар Беляев – Айрат Исрафилов, Андрей Каргинов – Андрей Мокеев – Игорь Девяткин добавилось два экипажа: Антон Шибалов – Роберт Аматыч – Алмаз Хисамиев, Дмитрий Сотников – Вячеслав Мизюкаев – Андрей Аферин.

Перемены в техническом оснащении грузовиков коснулись, в первую очередь, двигателей. Уже в 2014 году организаторы ралли ужесточили требования к дымности моторов. За первые три замечания предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 500 евро и отстранение от гонки на 15 минут, а за четвертое и вовсе – снятие с гонки.

Чтобы облегчить грузовики, камазовцы усовершенствовали комплектацию светотехники: на этот раз автомобили обошлись без больших дополнительных фар. Так как в Южной Америке темнеет значительно позже, чем в Африке, острой необходимости в хорошем освещении не возникло.

 

От старта к финишу: простых «Дакаров» не бывает

Гонка проходила в 13 этапов, каждый из которых представлял определенные трудности. Дисквалификация, поломки, аварии: из 176 грузовиков до финиша дошли около 50.

Первый этап проходил по маршруту «Росарио – Сан-Луис». Общая протяженность составила 809 км. Для грузовиков испытание началось спустя 4,5 часа после старта мотоциклистов и через два часа после внедорожников. Трудность для экипажей КАМАЗов заключалась в том, что они стартовали с одних из последних позиций. Начальный отрезок трассы сопровождался бесконечными клубами пыли. Обогнать соперников без нежелательных последствий было для «синей армады» не простой задачей, с которой они блестяще справились. Первый отрезок «Дакара» завершился победой экипажа Айрата Мардеева.

Второй этап в 765 км захватил маршрут «Сан-Луис – Сан-Рафаэль». Здесь состоялась первая встреча раллистов с песками. Организаторы заготовили участникам около 60 километров песчаных участков пустыни Ниуиль. Причем около пяти километров пришлось на довольно тяжелые для преодоления дюны.

На пустынном спецучастке не повезло экипажу Айрата Мардеева. На узкой, непроходимой для грузовика дороге, его автомобиль перевернулся и лишь по счастливой случайности никто не пострадал.

Третий этап «Сан-Рафаэль – Сан-Хуан» выдался нелегким для «синей армады». Камазовцы на порядок отстали от соперников, а попавший в аварию экипаж Айрата Мардеева не допустили к участию в гонке.

Спецучастки следующего этапа были осложнены большим количеством пыли, бесчисленными валунами и просто невыносимым зноем, что усложняло продвижение вперед. В то время, когда местные жители прятались от палящего солнца, 720 отчаянных гонщиков состязались на маршруте Сан-Хуан – Челесито, а около 3000 человек ожидали раллистов у бивуака. Однако, несмотря на все трудности, команда «КАМАЗ-мастер» показали хорошие результаты. Экипажи «синей армады» друг за другом пришли к финишу, заняв 2е, 3е, 7е и 8е места.

Маршрут «Чилесито – Тукуман» с общей протяженностью 911 км сопровождался тяжелым рельефом. Возникали некоторые погрешности в правильном следовании по обозначенному маршруту, что отнимало минуты драгоценного времени. Так, пятый этап завершился победой экипажа Дмитрия Сотникова.

Наутро, стартовав в Тукумане, гонщикам предстояло преодолеть 550 километров до завершения очередного этапа ралли в Сальте. Маршрут оказался в два раза короче предыдущего, и спецучасток для грузовиков относительно небольшой – 156 километров (к примеру, у внедорожников он составил 424 км, у мотоциклов и квадроциклов – целых 400), поэтому «тяжеловесы» финишировали раньше всех. Проиграв Верслейсу из команды MAN чуть более минуты, Андрей Каргинов завершил этап вторым. Четверку замкнул другой экипаж «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева. Шестым приехал Антон Шибалов.

После долгожданного отдыха участники соревнований продолжили покорять непростые дороги Южной Америки. Для грузовиков маршрут седьмого этапа, протяженностью 755 км, пролегал в окрестностях аргентинского городка Сальты.

На этот раз в зачете грузовиков первым к финишу пришел экипаж Эдуарда Николаева. Вторым финишировал еще один представитель команды «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников.

И вот гонщики покинули Аргентину и после пересечения Анд оказались в чилийской Атакаме, самой засушливой пустыне в мире. На восьмом этапе «Сальта – Калама» отважным раллистам предстояло преодолеть 812 км, около трети расстояния занимали очень непростые для автомобилей участки.

В грузовом зачете борьбу продолжал 51 экипаж. Атакама встретила их высохшими руслами рек и каменистыми участки пустыни. По словам самих гонщиков, если выпрыгнуть из кабины, можно было по пояс оказаться в мелкодисперсной пыли, напоминающей цемент.

Андрей Каргинов в очередной раз стал победителем этапа в зачете грузовиков. Второе место занял голландец Жерар де Рой из команды IVECO. Еще один экипаж «КАМАЗ-мастер» с пилотом Дмитрием Сотниковым пришел к финишу третьим.

На этапе «Калама – Икике» караван ралли «Дакар» прибыл к берегам Тихого океана. Только знаменитая трасса Панамерикана отделяла бивуак Икике от его бурных вод. В этом месте пустыня с высоты около полутора тысяч метров, внезапно, почти под вертикальным углом срывалась к воде. Горячее и грозное дыхание Атакамы встретилось здесь с холодным океаническим течением. Похожее противостояние развернулось на гонке между двумя претендентами на победу в зачете Т4 – россиянином Андреем Каргиновым и голландцем Жераром де Роем. В итоге, с опережением на 19 минут победил камазовец.

Наутро 16 января участники ралли «Дакар» взяли направление к Антофагасте. Безжизненные марсианские пейзажи, засыпанные темным песком вулканического происхождения горы стали антуражем десятого этапа гонки. Пропустив вперед на финише Алеша Лопрайса из команды TATRA, однако, обогнав Жерара де Роя, экипаж Андрея Каргинова вторым завершил дистанцию. Четвертым стал Эдуард Николаев. Антон Шибалов пришел на финиш шестым, Дмитрий Сотников, потративший много времени на замену рулевой тяги, – двенадцатым.

Горы зеленоватого купоросного цвета были преобладающим пейзажем маршрута в 749 километров до Эль-Сальвадора. Андрей Каргинов, отыграв у Жерара Де Роя 15 минут 51 секунду, за два этапа до окончания «Дакара» стал лидером в грузовом зачете. Эдуард Николаев, Антон Шибалов и Дмитрий Сотников пришли к финишу вторым, пятым и шестым соответственно.

На двенадцатом этапе «Эль-Сальвадор – Ла-Серена участники гонки распрощались со знойной Атакамой. По прибытию в Ла-Серена пустыня сменилась густой растительностью.

Однако заключительный этап не обошелся без происшествий. На последних километрах маршрута «Ла-Серена – Вальпараисо» произошла авария с экипажем «319». Машина опрокинулась и закрыла собой проезд остальным участникам. С помощью КАМАЗа Андрея Каргинова джип встал на колеса, и, тем самым, ликвидировалась образовавшаяся пробка. Несмотря на отставание от Жерара де Роя, «синяя армада» одержала заслуженную победу. Возмещенное Каргинову время, затраченное на оказание помощи, сыграло в пользу камазовцев: он опередил голландца на 3 минуты 11 секунд.

Второе место в общем зачете занял экипаж Жерара де Роя. Третье, четвертое и пятое – за экипажами «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева, Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова.

Заслуженная развязка тяжелейшей гонки обернулась 12-й победой «синей армады» на ралли «Дакар».

 

Общий зачет Т4 после 13 этапов

 

Место Участники Страна Грузовик Результат Отставание
1 Андрей Каргинов
Андрей Мокеев
Игорь Девяткин
Россия КАМАЗ 55:00:28 -
2 Жерар де Рой
Том Колсул
Дарек Родевальд
Нидерланды
Бельгия
Нидерланды
IVECO 55:03:39 00:03:11
3 Эдуард Николаев
Евгений Яковлев
Владимир Рыбаков
Россия КАМАЗ 56:35:20 01:34:52
4 Дмитрий Сотников
Вячеслав Мизюкаев
Андрей Аферин
Россия КАМАЗ 58:22:38 03:22:10
5 Андрей Шибалов
Роберт Аматыч
Алмаз Хисамиев
Россия КАМАЗ 59:37:53 04:37:25